Средства массовой информации, соцсети с особым извращенным удовольствием смакуют новости о конфликтах между врачами и пациентами. И всегда находятся сторонники, яро доказывающие правоту одного и вину другого. Хлеба и зрелищ – две вещи, в которых нуждается толпа. Но я не об этом. Как быть? Как вести себя на приеме у врача, чтобы избежать конфликта? Есть ли мирные сценарии взаимодействия врача и пациента? Давайте посмотрим…
Все мы люди…
Случается так, что вы чувствуете себя из рук вон плохо. Что-то болит, стучит, повышается/падает… Всё это отражается на нашем общем самочувствии и настроении. А если болезнь длится долго, то вообще нарастает тревога, беспокойство о своем здоровье, вплоть до депрессии. Конечно, в таком случае чаще всего мы идем к врачу.
И вот пробившись сквозь толпу в регистратуру, получив заветный талончик к врачу, обменявшись любезностями с другими пациентами, вы сидите в «живой» очереди, заряженный и решительный.
А тем временем по ту сторону двери сидит ваш уважаемый доктор. В беленьком халатике (с надорванным кармашком), фонендоскопом на шее, тонометром (от которого идёт дым…), горой исписанных ручек в мусорной корзине, дрожащими (от усталости, писанины, голода) руками, красными глазами (от напряжения или бессонной ночи) …
Продолжать можно бесконечно долго. У каждого своя история, и, как ни странно, своя отличная друг от друга жизнь.
Но, как бы то ни было, случается так – «нашла коса на камень». Пациенты ругают врачей, врачи ругают пациентов. Можно ли сделать так, чтобы всем было бы чуточку проще? Я уверена, да. Можно и нужно!
Советы, как избежать развитие конфликта
Пациенту
Врачу
1. Уважайте себя – не позволяйте себе опускаться до того, что кричать, грубить, оскорблять, нецензурно выражаться.
1. Уважайте себя – не позволяйте себе грубить или оскорблять пациента. Вы – эталон, пример для подражания. Вы – врач.
Даже если очень обидно и несправедливо!
2. Уважайте лечебное учреждение и весь мед. персонал, куда вы обратились. Вам никто ничего не должен. Вы обратились с проблемой, вы пришли сами, не к вам пришли в дом, никто насильно вас не приводил на прием.
2. Уважайте человека, который обратился к вам за помощью. Вы сделали свой выбор, когда поступили в мед. университет, вы сделали выбор, когда окончили его и пошли работать по специальности. Вы сами несете ответственность за свой выбор. Пациент в этом не виноват.
3. Если конфликт неизбежен. Убедитесь (без лишних эмоций), что вы правильно друг друга поняли. Любой конфликт можно решить мирно, если постараться услышать и понять в чем суть проблемы.
4. В любом учреждении есть администрация (руководство): зав. Отделением, зам. главного врача, главный врач. Обратитесь к ним с просьбой разрешить ситуацию.
4. У вас есть непосредственный начальник, есть зам. главного врача по соответствующему профилю, юридический отдел. Если вы не можете своими силами решить вопрос, обратитесь к коллегам за поддержкой, советом, решением.
5. Медицина никогда не будет сферой услуг, как бы юридически не обзывали. Исключительно моё личное мнение. Я работаю по принципу “Я – врач, я могу помочь и я помогаю”. Но никак иначе. Пациент всегда прав? – нет! Без обид. Кто хорошо меня знает, понимает, о чем я говорю. Действия на пользу пациенту, но не в угоду пациенту. Почувствуйте разницу…
6. Помните! У вас возникла проблема – вы просите (не требуете) о помощи. Врач – не обслуживающий персонал и вы не в торговом центре – заменить ваше здоровье по гарантии не удастся. Наберитесь терпения и настройтесь на сотрудничество с вашим врачом. Только совместными усилиями вы добьетесь результата.
6. Не забывайте! К вам обратились за помощью. Здоровый человек без проблем и переживаний к вам не придёт на прием. Не от лучшей жизни пациент идет к врачу. Будьте терпеливы, снисходительны и сострадательны.
7. Старайтесь не давать указаний и советов врачу. Вы пришли за помощью. Доверьтесь профессионалу. Ваш лечащий врач окончил мед. университет, получил соответствующую специальность, регулярно посещает конференции, слушает умных людей и читает не менее умные книги по теме. Если по какой-то причине доктор не может решить вашу проблему, он обязательно найдет с кем проконсультироваться, чтобы вам помочь.
7. Не забывайте, что вы – профессионал. У вас высшее медицинское образование. Людям, далеким от медицины сложно понять многие термины. Подбирайте выражения, понятные вашим пациентам. Учитывайте, что многие пациенты уже многое знают о своей проблеме. Отлично – вы можете опираться на их знания, чтобы прийти к истине и эффективно для их здоровья взаимодействовать.
Это далеко не весь перечень проблем, с которыми приходится сталкиваться как пациентам, так и врачам. Но я верю, что из любой ситуации есть выход. Давайте повернёмся друг другу лицом. Давайте будем уважать друг друга. Поймём и примем тот факт, что все мы разные. И тогда может и не всё и не сразу станет хорошо, но однозначно станет чуточку лучше))
Берегите себя и своих близких!
А если вам есть, что сказать или хотите что-то спросить – всегда на связи! Пишите, буду рада помочь!